Rambler's Top100 Яндекс цитирования

вторник, 16 сентября 2008 г.

Капалабхати (Kapalabhati) - Выпуск 14

Пранайама для дисциплины разума

Все практики пранайамы, то есть дыхательные техники, имеют совершенно определённую цель: дисциплинировать разум. Их существенная функция - привести в движение все эмоциональные и ментальные энергии индивидуума, совершенствовать его внутреннюю структуру и улучшить его бытие вплоть до того, чтобы человек мог контролировать собственный разум и быть в состоянии перейти из состояния, обусловленного нуждами, в состояние свободного желания.

Существует тесная взаимосвязь между праной (космической энергией, которая создала универсум) и дыханием, которое является единственной отправной точкой к пране, пусть даже мы и не отдаем себе в этом отчёт. Именно через дыхание мы можем войти в контакт с этой созидающей космической энергией, с этим жизненным дыханием.

Наш собственный разум есть эманация (излучение) праны. Наши мысли, чувства, вся наша внутренняя сущность на самом деле является праной.

Всего существуют три этапа на пути к пране, то есть к нашей сущности: прежде всего дыхание, затем разум и, наконец, желание. Три главных принципа, которые ведут без сомнения к реализации. Несмотря на то, что обычно пранайама ассоциируется с йогой, она является своего рода верхним уровнем практики. В Хатха Йога Прадипика разъясняется, что пранайама "вводится только в тот момент, когда практикующий в состоянии выполнить уверенно все асаны". А до этого невоможно достичь праны, даже несмотря на точное исполнение дисциплины.

Термин пранайама означает "регулирование и управление дыханием" и её техники соответствуют, в сущности, трём фундаментальным функциям: во-первых, очищение нади (энергетические каналы в теле человека, по которым течёт прана). И в самом деле, без очищения "протоков" невозможно добиться правильного течения энергии (некоторые техники очищения относятся к категории Крийа, что происходит от санскрита kri, означающее "делать", "действовать" и даже "реагировать". Вообще Крийа содержит некоторые техники очень продвинутого уровня, которые применяются для очень продвинутых целей, как-то: активация и направление энергии).

Во-вторых, некоторые техники пранайамы предназначены для стабилизации энергетических центров, "подстанций", постредством которых энергия, протекающая по каналам, "сортируется" и отправляется "в пункт назначения".

Наконец, когда практикующий подготовил почву и находится в стабильном состоянии, третья группа техник (среди которых есть и техники Крийа) помогает сознательно активировать энергию и направить её, куда нужно. Капалбхати принадлежит именно к этой третьей группе. Капала (Kapala) на санскрите означает "ум", бхати (bhati) - "делать сверкающим". Капалбхати, следовательно, означает "наполнить ум светом". То есть речь идёт не только об очищении, но о сложной системе направления энергии к голове, дабы позволить нашему разуму войти в контакт с праной.

Вследствие выполнения Капалабхати наша голова становится "сверкающим бриллиантом", прибежищем света, который есть источник и сущность всего. Через выполнение специальной дыхательной техники (которое я опишу в будущей статье) мы научимся "расплавлять" дыхание, направлять его быть хозяевами наших мыслей, то есть праны.

Вторая часть здесь

Комментариев нет: