Rambler's Top100 Яндекс цитирования

среда, 3 сентября 2008 г.

Фокусировка разума (Выпуск 12)

Все говорят о йоге. Здоровый образ жизни нынче в моде. Спортзалы регистрируют рост новых клиентов, сравнимый с феноменом аэробики в 80-х годах... Йога - это единение, не касающееся бизнеса. Это не означает, что нужно тут же огорчиться по поводу такого пристального к ней внимания, но собственные слова всё же следует дозировать. Слишком часто на страницах глянцевых журналов появляются персонажи, которые в поиске популярности, иллюстрируют их "безотказный метод". Лицемерие и поверхностность приправляются фотографией тщедушной модели, обезъянничающей в какой-нибудь асане... Это не йога! Как не йога и созерцание стены, приняв Позу Лотоса, в поисках божественного вдохновения... Йога - это не средство лечения стресса в условиях бытовухи...

Практика осознанности - это нечто большее. Она раскрывает разум, помогает нам понять самую суть жизни и открывает глаза на лицемерие, которое нас окружает. Познание нашего Я - ключ к пониманию мира. Многие говорят без истинного знания причин, голоса растут и множатся, и ошибаются. Стена бесполезного гула розобьётся о того, кто умеет хранить молчание. Настоящий мудрец тот, кто умеет слушать и дозирует слова, даря жемчужины мудрости. Не нужны потоки слов, чтобы описать эмоции, которые вызывает улыбка малыша, чудо восхода солнца, бесконечность моря, величественность заснеженного пика...

Оставим разговоры другим, а мы продолжим наш путь в молчании...


Фокусировка разума

В прошлый раз мы говорили о концентрации, как об осознанном внимании - фиксации на одной точке с исключением всего остального. Это эквивалентно приобретению центра в себе для того, чтобы поразить цель внешнюю. Для этого мы должны быть бдительны, внимательны, стабильны и очень сконцентрированы. Кто старается попасть в цель и прицеливается? Я! Без этого "Я" не существует больше никого, кто держит непосредственную наводку на цель. Например, перед тем, как использовать лук или ружьё (в тире конечно же!), мы должны сами вытянуться в определённую линию, чтобы попасть в цель. Пуля или стрела - материализация нашей коцентрации, без которой не существует способа поразить цель. Тот, кто осознанно тренируется стрелять, тренирует форму концентрации в себе, которую мы можем определить, как "превосходная тренировка тела, мыслей и эмоций, сфокусированная на единой цели". Эта концентрация направлена на точную, определённую цель, которая может быть целью материальной, намерением внутренним или реализация проекта. Чтобы научиться так концентрироваться, мы должны научиться фокусировать разум.Например, для фотографа фокусировка - это чёткое кадрирование объекта перед щелчком. В жизни эта же чёткость позволяет нам видеть ясно цели и понимать то, что мы видим вокруг себя: от мелочей до всеобщей картины.

Быть сфокусированными означает избегать рассеивание энергии, которой мы располагаем. Механические мысли, неконтролируемые эмоции и телесное утяжеление (следующее из некотролируемого употребления пищевых ядов) приводят к постоянной потере энергии. Фокусировать разум означает приучиться контролировать тело, эмоции и мысли. Это не просто, но необходимо. Без способности обрести некую форму авторитарности над собственной психофизической структурой (человеческая машина) мы не можем достичь продвинутых уровней концентрации.

Итак, мы имеем три пункта фокусировки: тело, эмоции и мысли. Для каждого из них мы можем выбрать аспект, на котором применять наше осознанное внимание. Например, если мы ведём сидячий образ жизни, для тела полезно начать проводить физические тренировки. Можем решить исключить из нашего рациона продукты питания, которые вредят нам. Можем концентрироваться на телесном поведении, устраняя тенденцию к скрюченности и меняя ряд привычек: способ сидения, хождения, жестикуляции во время разговора и так далее.

Касательно эмоций полезно идентифицировать наше слабое место: периодические страхи, пессимизм, бессилие в контролировании гнева, или любой другой аспект, который нарушает нашу безмятежность и отношения с другими людьми. Постараемся сфокусировать разум, чтобы победить эти тендеции, повторяя самим себе: "Мы не рабы наших негативных эмоций!". Эмоции - это только часть "человеческой машины", а мы - хозяева и водители этого "средства передвижения". Мы должны иметь власть над самими собой.

Относительно умственных функций, то есть мыслей, аспектом примененения осознанного внимания может быть познание, обучение. Выбираем что-то, что нас интересует или что может быть нам полезно, и изучаем всё, что касается темы. Разум должен поддерживаться в натренированном состоянии. Изучение очень благоприятствует росту способности к концентрации. Если мы прератим учиться и питать интеллект, мы погаснем и превратимся в жертв механических мыслей. Механичность и надоедливость фиксированных и нежеланнах мыслей могут быть побеждены тренировкой мыслей желанных и упорядоченных.

Итак, эта работа над телом, эмоциями и мыслями, если проводить её серьёзно каждый день, позволяет достичь новую мощную способность ментальной фокусировки, которая может быть использована для поражения любой цели с точностью и концентрацией, необходимыми для достижения глубоких изменений и реализации личных целей, как в материальной, так и в спиритуальной жизни.

Секрет неподвижности

В продолжении нашего маршрута от концентрации к медитации поговорим о дхаране (dharana), то есть о концентрации как практике сидения. Когда мы садимся в какую-то одну из самых типичных йогических позиций для медитаций, первое условие для соблюдения (о котором говорят все тексты, относящиеся к йоге) - неподвижность. Непросто понять, почему ей придаётся такое большое значение. Кроме того, она рассматривается как одно из сложнейших заданий для большинства практикующих.

В нашем обществе мы не привычны к неподвижности. Неконтролируемые движения разума и бесчисленные эмоциональные напряжённости индуцируют почти что безостановочное телесное волнение. При попытках сохранять неподвижность это волнение возрастает ещё больше. Сложность поддержания физической неподвижности - одно из важнейших препятсвий в медитативных практиках. Именно поэтому неподвижность - важнейший инструмент применения воли для взращивания эффективной силы ментальной концентрации.

Кажется не совсем логично прилагать так много усилий для поддержания неподвижности, которая может показаться нормальным и самим собой разумеющимся аспектом. Почему же через несколько минут неподвижности мы чувствуем повелительный и "дикий" импульс подвигаться, как будто мы хотим освободиться от невыносимого заключения? Мотив очень прост: существуют части нас, превосходящие нас по силе, которые живут и действуют по своему усмотрению. Импульсные движения, механические нужды и привычки, которым совершенно не интересно наше мнение и наша воля - вот что плохо. Другими словами: мы не влавствуем собой. Мы не в состоянии поместить наше тело, мысли и эмоции под наш собственный же контроль.

Спокойное и безмятежное управление (полное благоденствия) психофизической структурой должно было бы быть нашим естественным состоянием. Но мы очень далеки от этого состояния. И это должно быть уже достатчным для того, чтобы начать тренировать концентрацию посредством техники неподвижности. Но есть другой аспект, который необходимо рассмотреть. Телесная неподвижность, когда достигнута, позволяет проникнуть в состояние сознания, которое выходит за рамки идентификации себя с физическим телом, способствуя доступу к безмолвному и безвременному "пространству".

Концентрация на неподвижности может считаться самой настоящей секретной дверью в медитацию. И это так и есть, потому что для достижения успеха в этой области, необходимо развивать сильную волю (которая может двигать огромными массами энергии), необходимую для управлением вниманием по отношению к самоконтролю; но также и потому, что неподвижность сама по себе, будучи достигнутой, гарантирует гармоничный контроль пранических потоков (потоки энергии, которые позволяют открыть двери внутреннего мира).

Говоря о неподвижности, мы имеем в виду физическую, почти что абсолютную, стабильность, которая включает в себя и прекращение непроизвольных движений глазного яблока и хлопанье ресниц. В Японии и Индии были проведены многочисленные эксперименты для оценки состояния мозга человека, погружённого в неподвижность. В процессе исследований различных мозговых волн, излучённых головным мозгом практикующего, учёные обнаружили, что эти волны непосредственно связаны с присутсвием или отсутсвием крошечных непроизвольных движений. Иными словами, было замечено (при помощи различных детекторов, прикреплённых к телу) существование прямой взаимосвязи между "абсолютной неподвижностью" и излучением мозгом волн дельта и тета (две из трёх волн, которые проявляются в состоянии глубоко расслабления). Эта тема заслуживает особенного внимания, которе мы ей и уделим в будущих статьях.

Комментариев нет: