Rambler's Top100 Яндекс цитирования

среда, 21 мая 2008 г.

Йога для пожилых, для худеющих и соорящихся. Пять аффектов (Выпуск 3)

Эликсир молодости

Практикование йоги - самая настоящая панацея для людей преклонного возраста: это подтверждает недавнее научное исследование

Это, конечно, не самая последняя новость: предыдущие исследования уже давно вынесли на всеобщее обозрение данный факт. Но из недавнего американсгого исследования прибыло окончательное подтверждение: йога действует чрезвычайно положительно даже на людей преклонного возраста, и не имеет ни единого противопоказания. Эту новость сообщили несколько исследователей из Health Cooperative (Сиэттл), они также опубликовали результаты своего исследования в "Annals of Internal Medicine".

Идеальна для улучшения качества жизни

Практикование йоги, в самом деле, согласно этому заморскому исследованию, создавая гармонию и равновесие между физической, ментальной и духовной частями человека, может увеличить мощность имунной системы тела и, таким образом, сделать его более сильным и устойчивым к болезням и недугам, типичным для преклонного возраста. Кроме того, благодаря плавным движениям и мягким упражнениям, которые "плавят" закостенелость и негибкость, обусловленные возрастом и стрессами, йога представляет собой самую настоящую панацею от "старческих" проблем и даже может улучшить качество жизни пожилых людей, превращая их в людей активных и спокойных.

Рекомендована всем, снимает хронические боли

Если приянть во внимание, наконец, что практикование йоги включает среди своих положительных эффектов также и снятие хронических болей, как, например, те, которые касаются суставов и спины, йога не может не быть рекомендована пожилым людям. Но не только это: другая "выйгрышная" характеристика йоги - она мажет практиковаться без особенных усилий всеми и в любом возрасте, поскольку является здоровой деятельностью и, как следствие, рекомендуема всем.



Йога помогает похудеть

Американское исследование демонстрирует, что древняя дисциплина может быть помощью в похудании

Исследование, опубликованное в американском журнале "Alternative Therapies in Health and Medicine", поведало о научном признании идеи о том, что постоянное практикование йоги может помогать процессам похудания и поддержания веса. Исследование, проведённое Фредом Хатчинсоном (Fred Hutchinson) из Центра Исследования Раковых Опухолей (Cancer Research Center) при сотрудничестве с Национальным Американским Институтом по Исследованию Раковых Опухолей (National Cancer Institute of America), включало в рассмотрение 15000 мужчин и женщин в возрасте от 45 до 55 лет, которым было предложено переодически отвечать на вопросы, связанные с физической активностью и динамикой их веса. И что же? Те, которым "за 45", имеют тенденцию набирать около 500 граммов веса в год. Причина, по мнению экспертов, - несоответсвие между действительной манерой питания и пищевыми потребностями, характерные для среднего возраста.

Мужчины и женщины, которые достигли 45-тилетнего рубежа, поддерживая нормальный вес и практикуя йогу в течение хотя бы 10-ти лет, продемонстрировали меньший прирост веса, по сравнению с ровесниками, которые не практиковали йогу. Самые значительные результаты, однако, были обнаружены при исследовании субъектов, страдающих избыточным весом: они, благодаря йоге, сумели сбросить около 2,5 килограммов в течение периода исследования (10 лет). В тоже время, те, кто в том же промежутке времни не занимались йогой, набрали около 7 килограммов.

Почему же йога влияет на физическую форму таким явным образом? Исследователи выдвигают гипотезу, что заслуга йоги не столько в физических усилиях, присущих практике, сколько в осознании собственного тела, которое (воз)рождается благодаря йоге. В самом деле, обычно йога не является тем фактором, который способствует сжиганию калорий так значительно, чтобы провоцировать потерю веса, но улучшает собственную самосознательность и чуткость к собственному телу, приводя, например, к решению, прекращать есть, когда желудок уже полон.

Результаты, таким образом, вдохновляют включить йогу в программы по похуданию.



Если отношения в кризисе...

Ссора может быть причиной стресса и страданий. Вот как йога помогает пережить конфликтное состояние

...Я недавно поссорилась во своим парнем, потому что он предпочитает работать, а не ездить в отпуск со мной. Моя гордость оскорблена, мои надежды обмануты, я так разозлена, что чувствую к нему только антипатию, не хочу его видеть, но в то же время боюсь потерять его. Страдаю, хочу позвонить ему, но знаю, что обязательно поругаемся, и делать это по телефону - глупо...

Как нам может помочь йога в сходных ситуациях? Прежде всего, практикуя расслабляющие позы и медитируя, мы возвращаем энергию внутрь тела вместо того, чтобы рассеивать её во вне. Мы диссоциируемся с ситуацией, приносящей нам страдания и, как следствие, можем пересмотреть её с большей ясностью. Затем мы можем принять к сведению все те мудрые учения, которые Патанджали рассеивает пригоршнями в первой части второй книги Йоги Сутра, той, где говориться о Крийа Йоге, то есть о йоге внимания.

Патанджали напоминает нам о мудром знании: состояние человека характеризируется страданиями, и причина этого - тот факт, что человек не знает свою собственную натуру и, таким образом, создаёт сильный беспорядок, который, в свою очередь, создаёт сокровенное страдание. Авидья (Avidya), то есть незнание собственной натуры, - благодатная почва для других причин страдания (которые называются аффектами, клеша (klesha) на санскрите), как-то: гордость (асмита, asmita), желание (рага, raga), антипатия (двеша,dvesha) и страх (абхинивеша, abhinivesha).

Кроме того, Патанджали говорит нам, что причины наших страданий нужно искать внутри нас самих. Гораздо проще обвинить кого-то в нашем страдании. Если же мы будем отдавать себе отчёт в том, что страдаем, поскольку находимся во власти наших желаний, нашей гордости,наших антипатий и наших страхов, то сможем решать, как действовать в отношении самих себя, и делать что-нибудь для того, чтобы изменить ситуацию и не попасть вновь в состояние, когда мы страдаем. Поступая таким образом, мы больше не зависим от других (не нужно ждать, когда другие изменятся, делегируя им таким образом наше счастье), но возьмём в руки нашу жизнь, станем ответственны сами за себя.

Как вновь найти спокойствие

Для обретения спокойствия и безмятежности Патанджали рекомендует нам Крийа Йогу, применимую в ежедневной жизни, которая базируется на:

  • автодисциплине (тапас, tapas) - постоянное обязательство в отношении нас самих, которое осуществляется в практиковании правил, призваных привести в порядок наше тело (йога), и во внимательном отношении к пище, то есть того, что мы видим и едим, так, чтобы всё то, что мы отправляем в желудок было бы нам в помощь для развития наших положительных качеств;
  • внутренний поиск (свадхьяйа, svadhyaya), то есть постоянное и непременное внимание обращённое к познанию нас самих, в качестве которого может выступать также и психотерапия или прочие подобные техники;
  • отказ от владения изо всех сил ситуацией, которая вышла из-под контроля (например, жизнь другого человека, то есть бывшего парня, с которым поругались), но такой отказ должен осуществляться с верой в то, что судьба нам приподнесёт взамен (Ишвара пранидхана, Ishvara pranidhana, то есть предоставить нас в руки Господа), зная, что лучший способ удовлетворения наших потребностей - забота о нас самих с большой любовью, которую мы впоследствии сможем передать другим.

И в конце концов, мы можем решить, что не очень-то и хотелось продолжать отношения с тем человеком, который предпочитает работу, а не отпуск с нами. Или же мы можем решить, что эти отношения ещё рано отправлять в утиль, затем поехать в отпуск сами по себе (и обнаружить, что можем превосходно отдохнуть и развлечься и без него) и когда вернёмся, то переформулируем с партнёром принципы отношений, потому что иначе в них останется что-то, что не будет функционировать.

Пять аффектов (клеша, (klesha))
Авидья (avidya)

Незнание собственной натуры, приводящее нас к путанице между тем, что эфемерно, мимолётно и тем, что вечно, неизменно, то есть между тем, что соотносится с изменяющейся природой вещей и тем, что будет существовать вечно, с универсальным знанием, в котором знания индивидуальные взаимосвязаны.

Асмита (asmita)

Эго, указывающее на состояние, в котором присутствует гордость, тщеславие, эгоцентризм, нарциссизм, высокомерие, эгоизм. Придание излишней важности своему эго, вера в собственную правоту всегда.

Рага (raga)

Желание, состояние, когда присутствует избыток увлечения и страсти, стремление обладать чем-то несмотря ни на что, алчность, жадность, навязчивая идея. Это также воспоминание ситуации, которая принесла удовольствие и которую хочется повторять вновь и вновь до бесконечности, без отдавания себе отчёта, что удовольствия мимолётны и не могут быть бесконечны по сути своей, всегда одинаковы.

Двеша (dvesha)

Антипатия, воспоминание о неприятном состоянии, которое заставляет нас не принимать людей или ситуации, которые были причиной страданий, забывая о том, что и боль - мимолётная эмоция. Антипатия может развиться в неприятие, агрессивность, злость, ненависть, жестокость.

Адхинивеша (adhinivesha)

Страх, излишняя привязанность к собственному телу, которая заставляет нас бояться смерти, и от этого берут своё начало другие страхи, в том числе тревога и депрессия.



Дополнительная справочная литература

Словарь йоги
Энциклопедия йоги

Комментариев нет: