Rambler's Top100 Яндекс цитирования

пятница, 16 мая 2008 г.

О равновесии (Выпуск 1)

Прямо в яблочко


Найти самого СЕБЯ, свою сущность – означает жить в состоянии гармонии, которое позволяет нам достичь тот самый сладостный отрыв, источник бесконечной свободы

Эрос Сельваницца, Президент итальянской федерации йоги.

А помните уроки физики, где изучалось равновесие тел, которые, в зависимости от центра тяжести и его расположения относительно точки опоры (http://vivovoco.rsl.ru/VV/TOMTIT/P1/TT_01.HTM), классифицировались как устойчивые, неустойчивые и неопределённые (индифферентные)?

Для тех, кто занимается йогой, легко видны ассоциации между этими тремя состояниями равновесия и тремя гунами (guna), то есть свойствами природы: тамас (tamas)
– инерциальная устойчивость, раджас (
rajas) – неустойчивость и саттва (sattva) – равновесие при любых обстоятельствах, «индифферентность» к несметным внешним переменам, которое в физике достигается при условии, если центр тяжести совпадает
с точкой опоры. Центр тяжести эквивалентно нашей самой глубинной сущности (САМ), неизменяемой и независимой от внешних событий. Если нам удастся попасть в яблочко нашего СЕБЯ, мы сможем смело идти навстречу жизни с этим экстраординарным равновесием, которое на первый взгляд может показаться равнодушием, но на самом деле является невозмутимостью и самообладанием, о котором Бхагавад Гита говорит: «состояние сознания, которое позволяет действовать без действия, будучи свободными от какого бы то ни было обуславливания».

Нарушить схемы

Культивируя осознанность, становятся видны как на ладони многочисленные обуславливания, которые вынуждают нас реагировать на события в соответствии с правилами, почти всегда не соответствующими вечным законам ненасилия и истины. Последствия таких «реакций», к сожалению, хорошо известны и мудро резюмированы в древнем «законе возмездия»: око за око, зуб за зуб – со всеми вытекающими несчатьями, которые история демонстрирует нам снова и снова. К счастью, нельзя не констатировать тот факт, что в наше время появляются и действуют такие люди как Махатма Ганди, который, разрывая замкнутый и разрушительный круг реакций, изменил судьбу целой нации: это он устроил мирную революцию, опирающаюся на ненасилие и истину. Таком образом, в практике йама (yama) и нийама (nyama) (http://religiousbook.org.ua/books/Ec/Ec_28.html), часто рассматриваемые как Золушка среди других йогических практик (не обращают много внимания на них по сравнению с другими практиками, но именно они являются базисом), мы на самом деле можем видеть возможность перейти от реакции к действию, от неустойчивости к равновесию, от хаоса к гармонии.

Вопрос тренировки

Достижение этого «индифферентного» равновесия осуществляется тренировкой на различных уровнях, которые составляют человеческую натуру. Равновесие физическое реализуется через практикование асан, равновесие энергетическое достигается благодаря пранаяме, которая приводит к свободной циркуляции энергий, гарантируя таки образом здоровье. Наконец, равновесие ментальное, благодаря медитации, позволяет обнаружить потенциал человеческой мысли. Кроме того существуют равновесия, которые проявляются на различных уровнях (преимущественно эмоциональном), которые суммируются и интегрируются, позволяя приобрести опыт того самого активного безмолвия, являющегося мощным противоядием ко всевозможным неравновесиям, вызванным чрезмерным внешним и внутренним шумом. Если человек реагирует не из своего центра равновесия (СЕБЯ), но из своего Я, он является источником реакций и дисгармонии. Благодаря йоге, мы можем вновь вернуть это равновесие которое замечательно выраженом в одном из изображений наиболее значимых в культурах индийской и йогической: Натараджа (Nataraja), бог танца, высшее проявление равновесия, которое может существовать во вселенной.

http://www.liveinternet.ru/community/indiandance/post27132144/
http://www.allatao.ru/yvt/dshiva.html

Комментариев нет: