Начало в Выпуске 10
Человеческое измерение: разум, психика, интеллект
Как в йоге, так и в аюрверде разум рассматривается, как шестое чувство, которое тормозит остальные чувства. Равновесие разума возможно благодаря личным усилиям. Говоря техническими терминами, разум контролирует разум. Саттва - это то качество разума, посредством которого мотивируется контроль разума. Когда разум доминируется качествами раджас или тамас, начинаются физические и ментальные недомогания. Саттва - это ментальный разум или сам разум в своей реальной форме. Когда разум спокоен и не поглощён чувствами, мы находимся в состоянии, в которм интеллект полностью бдителен и в котором внутренняя сила становится видима. У разума есть "способность думать", что естественно его природе (вритти, vritti). Способность разума к самоконтролю может быть определена, как психика (мати, mati). Состояние саттва ума - интеллект (буддхи, buddhi). Здесь можно было бы определить также высшее состояние, в котором разум отделяется от чувств и находится под воздействием энергии души.
Согласно Йога Сутре, самое главное предубеждение разума находится в авидье (см. Выпуск 3: Авидья - незнание собственной натуры, приводящее нас к путанице между тем, что эфимерно, мимолётно и тем, что вечно, неизменно, то есть между тем, что соотносится с изменяющейся природой вещей и тем, что будет существовать вечно, с универсальным знанием, в котором знания индивидуальные взаимосвязаны.), то есть в незнании, неведении или неспосбности вечной души делать различия между телами проходящими и финальным вечным бытием. По причине авидья человек может достичь состояния, когда он эгоистичен, жаден, непреклонен, антипатичен и пленён другими пороками, которые являются источником несчастий и позволяют произойти разбалансировке в сторону раджас или тамас. Саттва имеет место, когда разум успокаивается и осознаёт кратковременность тела.
В Чараке написано: "Люди, у которых доминирует саттва, обладают памятью и благочестие. Они образованны, признательны, опрятны, смелы, одарённы и решительны. Они бросаются в бой с доблестью, они свободны от беспокойств, отличаются своим лояльным интеллектом". С приведением ума в состояние саттва, человек человек имеет возможность лучше познать как своё тело, так и свой разум. Саттва - это внутренний мир, который приводит разум в безмятежность. Только спокойный разум может слушать внутреннее бытие.
Наш внешний мир слишком шумен, и на уровне чувственных ощущений человек идентифицирует себя со своим телом. Посредством же саттвы, мы учимся прибегать к чувствам осознанно и развивать ультрачувственное восприятие. Эта обратная сторона чувственного мира помогает нам анализировать самих себя, находить верное медицинское лечение для тела и "лечение" спиритуальное для души.
Чарака описывает один из трёх типов саттвической терапии и определяет её, как контроль над разумом в отношении заболевших органов. Достижению саттвы способствует контроль разума. Способность разума к самоконтролю может быть улучшена посредством йоги. Асаны, пранаяма и произнесение мантры - некоторые методы йоги. Помимо их практикования необходимо достичь равновесия дош при помощи очистительных техник и изменения стиля жизни. Например, вата регулирует активность разума, и в случае её разбалансировки может быть сложно контролировать разум. Массаж и горячая ванна, спокойстие и правильное питание могут помочь разуму вновь обрести должный мир и усилить способности к самоконтролю.
Разум контролирует и регулирует не только органы чувств, но и равновесие ментальное и физическое. То есть в случае стресса тело начинает реагировать и ещё больше способствует разбалансировке ваты. Например, если человек страдает запорами, то причина - разбалансировка ваты, неправильные мысли (о взаимосвязи тех или иных типов мыслей и недомоганиями/заболеваниями хорошо написано в книгах Луизы Хей или в Школе Своего Здоровья Татьяны Морозовой (см. взгляд ШСЗ на запор ниже)). На физическом уровне это выражается присутсвием отходов в организме, что является стрессом для разума, контролирующего равновесие физическое, как мы помним. Следовательно, разбалансировка ваты усиливается. Разум всё больше и больше приходит в состояние неуверенности, спокойствие всё больше и больше сходит на нет. В результате начинает выходить наружу беспокойный сон и даже
кошмары.
ЗАПОР - состояние, при котором опорожнение кишечника происходит редко, или кал плотный в виде небольших шариков, или когда дефекация значительно затруднена и болезненна. Частота опорожнения кишечника является сугубо индивидуальной характеристикой и может быть различной у разных людей, поэтому установить какую-либо норму достаточно сложно. Возникновение запора у людей, у которых до этого происходило регулярное опорожнение кишечника, может быть симптомом какого-либо кишечного заболевания. Частые или длительные запоры лечатся путем увеличения потребления клетчатки с пищей, применения слабительных средств или клизм.
Взгляд на причину болезни в Школе своего Здоровья: Нормальный человек получает и отдает в равной мере. Он может получать очень мало и отдавать очень мало, но также может получать очень много и отдавать очень много. Последняя категория людей составляет меньшинство, поэтому большинство уважающих себя людей должно строго соблюдать диету. У нормального человека пищеварительный тракт работает нормально. Но если в ходе одного из уроков стяжательства у него появляется все же желание извлечь максимальную выгоду из ситуации, то у него возникает мучительный запор, из-за чего ему, возможно, придется даже прервать свое начинание. К числу таких ситуаций относятся путешествия, пребывание в больнице или в гостях.
Запор демонстрирует, чем оборачивается скупердяйство в жизни. Скупердяй хочет только получать, но не желает ничего отдавать. Скупердяем является и тот, кто знает, но своими знаниями не делится, потому что боится, как бы другой не оказался затем умнее его. Он ревностно лелеет свои знания и оскорбляется или впадает в гнев, если кто-то преподносит миру то, что скупердяй считает собственным открытием.
Источник: Рассылка Школа Своего ЗдоровьяЗначение тела в йоге и аюрверде
В индуистской традиции тело есть физическая самость, включающая в себя также и разум (в смысле, описанном выше: мысли, эмоции, интеллект... То есть разум здесь отделяется от осознанности, а не от тела). Как в йоге, так и в аюрверде тело играет важную роль. Согласно аюрверде тело - это местопребывание чувственного и эмоционального восприятия и, следовательно, должно содержаться в превосходном здоровье и гармонии. В йоге освобождение от смертного мира (выход из сансары) - это цель, которая достижима в результате усилий тела. Тот, кто практикует йогу, нуждается в превосходном здоровье для достижения ментального спокойствия и для погружения в медитацию. Если тело не здорово, разум остаётся привязанным к физическому бытию и не может выйти вне сферы сознания (то есть медитация недостижима).
Психология в йоге и аюрверде
В виду только что приведенного анализа человеческого бытия согласно йогической и аюрведической традиций, будет интересным сказать несколько слов о различиях между современной психологией и традиционной индуистской психологией. Согласно некоторым современным учёным, ментальная сфера отделена от сферы физической, и наука, которая изучает ментальное поведение и ментальные реакции, называется психология. Недостаток такого частичного и ограниченного подхода современной психологии - реальность принимается, как доминируемая чувствами. В современной трактовке, человеческое поведение является основой для бытия. В индуистской же психологии человеческое поведение и реакции - это результат пракрити(изначальная природа, материальная первопричина Вселенной), персонализированная самскарой (шаблон, привычка или склонность разума). На других уровнях (например, семейном или социальном) на поведение влияет карма, настоящая и прошлая, за которую человек и ответсвеннен. Люди обладают интеллектом, чтобы различать Добро и Зло, карму позитивную от кармы негативной. Человеческая свобода - поступки в настоящем времени, бесчисленные способы поведения и личные возможности.
Ключ к достижению осуществления наших желаний пребывает в глобальной точке зрения, когда человек рассматривается в свете различных измерений его бытия. Будущее не принадлежит науке, которая рассматривает космос и человеческое тело, как механическую систему. Ведь люди представляют собой импульсы динамического космоса. Когда мы начнём видеть реальность именно так, мы будем в состоянии лучше заботиться о нас самих и об окружающей нас среде.
В Бхагават Гите (XVIII, 22), частичный подход, используемый современной наукой для познания реальности, определяется, как тамасический (от слова "тамас"): "Познание, которое концентрируется на одном явлении (тело), как если бы это была вся совокупность явлений, является неразумным, не соответсвующим принципам истины, банальным, легкомысленным, пустым, и доминируется тамасом". Целью каждого из нас должно быть полное познание себя, своего бытия, в различных измерениях, которые состовляют бытие, на различных уровнях. Необходимо рассматривать себя, как бытие энергетическое, пульсирующее внутри динамического универсума. Главной целью жизни должо быть жить в гармонии с космическими ритмами и это возможно только при универсальном (глобальном) познании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий