Rambler's Top100 Яндекс цитирования

суббота, 12 июля 2008 г.

Йога+Аюрверда

Многомерное тело и познание самого Себя

Западная медицина и наука наловчилась изучать окружающую нас реальность до мельчайших подробностей. Результаты и достижения медицинских, научных и технологических исследований второй половины прошлого века совершенно шеломляющи. Достаточно привести в пример многочисленные диагностические методологии или воздействие на клетки на различных уровнях. Тем не менее это не означает, что все эти достижения являются решением многочисленных проблем человечества, как в физическом, так и в ментальном плане. Более того, в некоторых случаях эти "новые" знания даже утяжелили проблемы с того момента, как любители прогресса наполнили мир таблетками и лекарствами с соответствующими нежелательными побочными эффектами. И это при всём при том, что наиболее заметное последствие нучно-медицинских открытий - чёткое разделение тела и разума. Люди рассматриваются как "машины" и различные "механизмы" человеческого тела трактуются с точки зрения биологический и молекулярных (дис)функций и обрабатываются физическими и/или химическими вмешательствами. Тело и разум считаются двумя различными сущностями.

Согласно современной медицине "совесть" или "душа" - концепции не относящиеся к здоровью. А духовное самочувствие - это всё суеверия и магия! Такую точку зрения можно понять, если принять во внимание, что она базируется на теории, согласно которой реальность материальна и познаётся опытным путём. В следствие этого опыт, выходящий за пределы пяти органов чувств, не признаётся. С другой же стороны случаю или судбье даётся главная роль, когда говорят о причинах болезни, а о временнОй линии и материи почти и не говорят. Традиция йоги и аюрверды, наоборот, базируется на теории, согласно которой реальность сложна и многомерна. Различные аспекты бытия находятся во взаимоотношениях между собой: они соединяются и пересекаются. Нет ничего бессмысленнго. Ничего не случается по воле слепого случая. И всё движется вокруг предназначенной цели. Материя динамична и подвержена постоянному изменению. Это изменение есть бытие времени.

В энциклопедии "Мир науки" к слову "сознание" относится такая статья: "Каждый человек считает, что знает смысл слова "сознание" и думает, что является неким сознательным элементом бытия, который имеет телесную оболочку, принимает решения и свободно ведёт себя. Эта точка зрения не более истинна, чем такая же простодушная уверенность, согласно которой наша самость "проживает" в нашей голове, и смотрит на мир через наши глаза. И всё же, хоть психология, философия и исследования в области искусственного интеллекта и предоставили ясную картину конструктивной природы восприятия, ещё не найден способ демонстрации существования сознания" . В противоположность к такому высказыванию, в йоге и аюрверде такие понятия, как самость, сознание, как и измерения, физические и ментальные, хорошо определены и ясны.

Первая ступень бытия

Речь идёт об уровне начальном, базовом, материальном, где тело состоит из пяти элементов. Всё, что существует, состоит из пяти элементов: вода, огонь, воздух, земля и эфир. В живых существах элементы организованы в формы, именуемые доша, то есть жизненные силы, ответственные за ход всех физических и ментальных функций тела. Каждая доша - это комбинация не более двух элементов, один из которых преобладает над другим:

  1. вата: эфир и воздух
  2. питта: огонь
  3. капха: вода и земля
Речь идёт о трёх жизненных силах, которые предопределяют индивидуальную конституцию человека и их равновесие гарантирует здоровье тела. Отсутствие равновесия одной и более дош - источник недомоганий и болезней. Точно так же, как разбалансированность в природе провоцирует катастрофы (торнадо, наводнения, пожары, землетрясения), так и разбалансированность трёх жизненных сил в нашей личной системе провоцирует печальные последствия.

Наличие трёх жизненных сил определяет базовую конституцию (пракрити) индивидуума. Термин пракрити описывает не только отношения физические, но и характериальные типологии субъектов. Индивид вата чрезвычайно активен и подвижен, питта - динамичен и эмоционален, капха - ленивец и домосед. То есть вата, питта и капха составляют первый уровень личности. Пракрити, или индивидуальная коституция, - это то, чем каждый из нас обладает от рождения, и что является частью кармы, аккумулированной в прошлых жизнях. Хотя эти три измерения бытия и размещены на материальной степени, существуют взаимозависимости и с другими четырьмя измерениями. В частности, эти три измерения перетекают в другие три, которые находятся на психологическом уровне.

Вторая ступень бытия

Оставляя позади три жизненные силы, которые составляют всё бытие на функциональном уровне, обратимся к элементам, которые составляют психологическую конституцию и они, в свою очередь, сочетаются с тремя жизненными силами и от них же взаимозависимы. Три элемента психологической конституции: саттва, раджас и тамас. Саттва представляет собой равновесие, благо, истину, сострадание, внутреннее спокойствие и мир. Раджас - это отражение мысли, планов и решений. Тамас - это качество, которое блокирует движение (например, состояние сонливости); это расширени мысли и эмоций (например, злость, зависть, ревность, апатия). Иными словами, раджас - действие, тамас - бездействие. После тяжкого трудового дня тело и разум отдыхают и спят. Это типичный пример трансформации из состояния раджас в состояние тамас. В конце концов вся деятельность блокируется и чувства удаляются из внешнего мира. Ментальные способности ограждены от регистрации и ассимиляции нового. Саттва - это источник мира и определяет равновесие между активностью и пассивностью. Отсутсвие равновесия между саттва, раджас и тамас воздействует на рановесие дош и провоцирует ментальные заболевания.

Шестимерное бытие

Наше ментальное состояние воздействует на фундаментальные энергии, ответственные за физические и ментальные функции. В состоянии чрезмерного труда или серьёзных волнений, или других стрессовых ситуаций, например, происходит искажени доши вата и возникают симптомы, которые характеризуют разбалансировку ваты. Чрезмерная агрессия воздействует на питту и приводит к заболеваниям, связанным с разбалансировкой питты, как например те, которые поражают желудок и кишечный тракт. Дерессия же, наоборот, может породить проблемы соответсвующие разбалансировке капхы: ожирение, тошнота, чрезмерная выработка желудочных соков. Когда одна доша поражается и возникает соответсвующее недомогание или заболевание, это воздействует и на ментальное состояние индивидуума, что может создать проблемы со сном, запоры, нервность, проблемы с желудком и чрезмерную раздражительность.

Для поддержания фундаментального равновесия необходимо прибегать к мерам, которые включают эту шестимерный аспект бытия. Невозможно ожидать превосходного здоровья только потому, что созданы все условия для поддержания дош в равновесии. На самом деле так же важно сохранять равновесие и ментальное, в форме безмятежности и счастья. В Чарака Самхита (Charaka Samhita), древнем сборнике индийских медицинских исследований и трактатов, а также одном из главных текстов Аюрверды, ставится акцент на счастье человека и на качество саттвы для поддержания здоровья в теле. Ведь саттва ответственна за равновесие между активностью (раджас) и пассивностью (тамас). На практика, саттва - означает сохранять внутреннее состояние мира и счастья в различных жизненных ситуациях. Саттва - это тот внутренний луч, который в жизни указывает путь к правильному поведению, который помогает нам безмятежно спать и поддерживать в равновесии тело и разум.

Душа - исток бытия

Седьмое измерение бытия - душа, невидимая сила. Не действует и не проявляется на нашем уровне бытия, но воздействует на нашу карму. Представляет собой исток нашей совести и страхует нас от аморальных поступков. Душа - это то начало, которое придаёт жизнь всем клеткам и делает из нас существ разумных.

В отличие от физической формы, состоящей из пяти элементов, душа, которая придаёт жизнь реальности материальной, есть ни что иное, как энергия, выходящая за пределы любого опыта. Эта энергия позволяет чувствам и разуму функционировать и вообще является источником бытия. Однако, душа сама по себе, без материи, не может создавать не сознание, не бытие.

Основы как йоги, так и Аюрверды коренятся в школе мысли Самкхия (Samkhya), одной из шести древнейших ортодоксальных школ мысли индуистской религии. Школе Самкхия посвящена вторая книга Бхагавад Гиты и различные главы других книг её также упоминают. Анализ, приведенный выше, базируется на принципах этой школы, согласно которым мир феноменов начинается, когда пуруша, универсальная душа (пуруша, первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я"), входит в контакт с пракрити, первичной космической материей. Чарака Самхита приводит детальное подразделение человеческого бытия, которое базируется на Самкхия, на 25 элементов.

(Продолжение следует...)

Комментариев нет: