Карма - это совокупность наших действий. Интерпретация в современном ключе
Индийская культура, существующая более четырёх тысячелетий, состоит из течений и направлений настолько разных, что иногда даже противоречащих друг другу. И поэтому, эту культуру трудно охарактеризовать с какой-то единой точки зрения. Однако, во всех этих течениях и направлениях существуют точки соприкосновения, пересекающиеся концепции различных школ и религий. Именно они составляют центральное ядро индийского духа. Они выражаются в термнах санскрита и известны сегодня даже в западном обществе. Об одном из таких важнейших понятий мы и поговорим сегодня. Это карма (karman), происходящее от глагольного корня кри (kri), что означает "делать" и имеет производное "действие". Эта вокабула имеет имеет глубокую и многогранную содержательность и наполненность смыслом, и определяет совокупность последствий от произведённых действий, часть которых приносит свои плоды уже в настоящем бытии, а другая часть является чем-то вроде кредита/дебета, который определяет качество будущего бытия. В любом случае, позитивности и негативности этой жизни - последствия того, что было совершено в прошлых жизнях. Тем не менее, хоть и невозможно скрыться от наследия прошлого, можно создать лучшее настоящее и будущее бытие, при условии правильного проживания и переживания в настоящем времени. Но даже это не есть конечная цель: насколько бы жизнь не была безупречной, душа всегда является заложницей материи и подверженна страданиям и переход через то состояние, что в нашем телесном мире называется смертью. Сансара, бесконечный вовзрат к жизни, становится той тюрьмой, из которой необходимо освободиться. И чтоб сделать это, нужно блокировать механизм кармы. Ввиду невозможности тотального неделания и пассивности, классические тексты учат действовать осознанно. "Стезя ритуальности, благочестия и осознанности" (karmamarga, bhaktimarga, jnanamarga) соединяются, дабы трансформировать бытие и достичь "освобождения" (moksha) от материальных привязанностей и от болезненного и нескончаемого цикла жизни и смерти.
Эта традиционная концепция karman может послужить стимулом для рифлексии и в отношении нас, людей западного общества и культуры. Осознание того, что каждый наш выбор имеет последствия, в том числе и вне этой жизни, и что влияет не только на нас, но и на других людей и на окружающую среду, побуждает к большей персональной ответсвенности. И не только это. Внимательно пересматриваю свою жизнь, можно заметить, что все наши поступки нам возвращаются, пусть даже и не сразу и не очевидным образом. Карма всегда арастает и вновь и вновь возвращает нас в ситуации и проблемы, которые мы не сумели разрешить в прошлом: открытые задолженности и неисправленные ошибки. И часто сбрасывает нас в кризис, но умение трансформировать их в возможности придаёт смысл страданиям и помогает расти. Это хорошо иллюстрируется китайским иероглифом "кризис", который трактуется также, как и "возможность" и состоит из двух частей: "опасность" и "движение". В негативной ситуации именно выбор направления определяет разницу. Это и есть тот "know how", который нас может спасти.
И в этом месте нам становится понятно, что карма - это не проклятие, но стратегическая возможность вновь встретиться с тем, что не было разрешено и завершено.
Комментариев нет:
Отправить комментарий